ele_na_61 (ele_na_61) wrote,
ele_na_61
ele_na_61

Categories:

В. Сундаков. СЕМЬЯ в русской традиции. Конспект 10-го урока РШРЯ

       РШРЯ - русская школа русского языка.
      Ссылка на видео - http://sundakov.ru/vitaliy-sundakov-russkaya-shkola-russkogo-yazyika-urok-10/

          Здравы будьте, люди добрые. С вами вновь Русская школа золотого языка. Сегодня по вашим просьбам поговорим об устройстве русской семьи в формате русской школы. И этот формат проясняет не столько словообразование, сколько истотные, изводные, изначальные, поконные смыслы русской традиции. Рассказывая о русской семье, я не морализирую, а констатирую, как сейчас всё происходит или не происходит. Как это должно быть у нас с вами или уже не возможно. Я лишь проясняю, проявляю реальность о том, как это было и должно быть в той традиции, которая уже сформировалась.
           Начнём урок с главного утверждения, что исконнная традиция наша принципиально, категорически, зачастую полярно отличается о западной. Начиная с устройства языка и заканчивая другим устройством семьи, другим устройством государства, другими смыслами, ценностями и, конечно же, целями жизни. И прежде всего это касается семьи.


[Spoiler (click to open)]        Например, в нашей традиции мужчина женится на женщине, а женщина выходит за мужчину замуж. Т.е. мужчина и женщина, создавая семью, совершают разные действия. Католики же вступают в брак. Оба – и он, и она, на равных. Русская семья состоит из мужа, жены и детей. А католическая семья – это супруги и дети. В православии мужчина просит руки дочери у её отца, отец девушки после её согласия, конечно же, отдаёт её ему, и после свадьбы она отныне и навсегда принадлежит мужу и его роду. Именно принадлежит, обретая, скажу я вам, выгодное положение в отличие от западного равноправия. Ведь если мужчине что-то не принадлежит, он за это чаще всего и не отвечает. Ну или не слишком этим дорожит. Муж со дня свадьбы несёт полную ответственность за свою жену и свою семью, за их здоровье, безопасность, комфорт, счастье, благополучие.

              А вот перед кем же несёт? - Перед отцом своей жены, перед Небом и людьми. При этом в русской традиции мужчина, даже никогда не имеющий и не имевший семью и детей, тем не менее в некотором смысле уже есть семья. Он становится семьёй с того времени, как становится взрослым мужчиной, признаваемым всеми. Мужчина носит в себе будущую семью, как женщина носит в себе будущего ребёнка. Мужчина носит в себе возможность создать семью. Мужчина рождает семью, когда женится на любимой женщине. Женщина же выходит за мужчину замуж и рождает ему детей.
                По сей день былые правила и устои традиционного русского общества дают о себе знать. Женщина-мать несёт ответственность за детей перед своим мужем.
              Что означает слово семья. Постоянно повсюду слышу – семь я. Почему не шесть или девять? Слово семья означает семя, все одного семени или иначе одного рода-племени.
               Напомню из прошлых уроков – отечество – это небеса в том смысле, что отцы, как и прадеды, уходят на небеса к отцу небесному. Поэтому небеса есть собрание всех ушедших предков, это их дух, это память обо всех деяниях и свершениях, которые они оставили на земле. В более близком смысле – отечество – это собрание живых отцов и мудрецов, собрание умудрённых опытом мужей, которые могут обо всех подумать и в итоге принять какое-то важное решение. Сейчас такое собрание называется дума или рада (правда сегодняшние дума и рада – сугубо светские, не имеющие отношения ни к традиции, ни к вере).
               Женщина-мать несёт ответственность перед мужем отцом семьи. Отец несёт ответственность перед богом и людьми, перед земным и небесным престолами. А царь и отечество несут ответственность перед мужчиной, перед будущим всех родов государства. Будущее же страны или родов государства – это дети. Отцы, матери уйдут, а детям жить дальше. Им дальше любить и хранить родную землю, им дальше жить под родными звёздами, родными берегами, друг с другом, им продолжать дело отцов и дедов, хранить обычаи предков, приумножать достоинства страны, трудиться и счастливо жить.
                 Царь и отечество несут ответственность перед мужчиной и отцом семейства перед будущим страны, перед будущим государства, т.е. перед детьми. Это и есть главная ответственность и главная цель жизни государства. Такая ответственность сейчас закрепляется особым образом, страна кратко излагает, перечисляя ряд незыблемых основ, и это краткое изложение называется Конституция. (7.15)… Конституция руководит человеком «снаружи» - силой, волей. А изнутри человеком руководит вера, совесть, традиционная мораль, национальная культура… Нынешняя наша Конституция не совсем наша, чтобы не сказать – совсем не наша. В ней законодательно закреплён приоритет международного права над нашим, над государственным. Что по большому счёту лишает нас самого смысла государственности. И в ней же – вы не поверите! – запрет на общую для всех идеологию, иными словами – запрет на национальную идею. А значит и на всю многонациональную российскую нацию. Надеюсь, вы понимаете разницу между нацией и национальностью. Я мечтаю, что, однажды проснувшись, мы эти строчки из неё вымараем. Как и надеюсь, что вернём главе государства особые полномочия. Видя, зная и понимая, что иначе нам удачи не видать… Простите, накипело…
                Так вот, у детей должна быть своя ответственность. Они несут ответственность за государство перед своей матерью и перед своим отцом. А отвечают они за государство чем – тем, что хорошо учатся, помогают родителям, готовятся к взрослой жизни. И этой своей ответственностью они как бы замыкают общий круг ответственности.
Итак, полный круг ответственности в семье таков – жена – мать отвечает за детей перед мужем – отцом. Муж – отец отвечает за своих детей и за всю свою семью перед государством. Государство отвечает за своего мужа – отца семейства перед детьми. Дети отвечают за будущее государства перед своей матерью. Этот круг ответственности и есть семейный круг, и нет в нём ни начала, ни конца, круг замкнут. И нет в этом кругу исключительных, первых, вторых, последних, нет самых важных и нет крайних. Никто не может свою ответственность переложить на кого-то, потому что она у всех разная.
                 Государство является участником каждой семьи. Во многих семьях есть люди старшего поколения. Они являются главными представителями государства. Эти люди по-своему руководят семьёй. Работать столь активно они уже не могут, но могут дать дельный совет, могут помочь управляться с детьми, подсобить по хозяйству, научить разным житейским премудростям. А ещё они являются памятью государства о самом себе. Они берегут уклад семьи и берегут уклад государства. Они передают детям опыт отцов, опыт веков, передают им чувство нужности на этой Земле. У нас их сегодня превратно называют пенсионерами. До этого они, видимо, были зарплатниками. А пенсионный срок какие-то уроды – крючкотворцы и недоумки назвали периодом дожития. Откровенно говоря, так и хочется сократить этот период автору подобного термина. Вот интересно, они по утрам у своего отца по утрам воспрошают: батюшка (матушка), как у вас сегодня проистекает период дожития?
               Друзья мои, у меня предложение. Вот сердечно обращаюсь к вам, а давайте забудем эти слова – пенсионеры, период дожития и начнём, например, с сегодняшнего дня и сами говорить, и других приучать говорить про наших наистарших – «люди главного возраста». Начнём мы, подхватит пресса, продвинутые чиновники, а там, глядишь, вернётся наше традиционное отношение к старшим – почтительное, уважительное, благодарное и благородное. В конце концов, мы, включая наших детей и внуков, однажды перейдём в эту высокую категорию – люди главного возраста. Договорились?!

               Итак, если в семье нет людей старшего поколения, то непременно должна быть память о них – пожелтевшие фотографии, личные вещи наших прародителей – они всегда были главными иконами и реликвиями для русских людей. Не было бы наших родителей, какие бы боги ни почитались людьми, нас бы просто на свете не было. По их образу и подобию ими мы и сотворены. В семье должны быть вещи бабушек и дедов, как в памяти нашей должны быть их слова и дела.
                А ещё в семье есть общая для всех фамилия, родовое имя деда. Есть отчество отца – от собственного имени деда. Обращаясь к человеку по имени и отчеству, обращаются не только к нему лично, но и ко всему его роду. Уважительно обращаясь к человеку, вы, мы обращаемся как бы во множественном числе ко всему его роду. На ты мы обращаемся к людям самым близким либо к тем, кому хотим указать его незначимость для нас. У нас даже есть переход с вы на ты. А в русской глубинке по сей день к родителям обращаются на вы. А обращаясь на ты к самым младшим, уменьшительно-ласкательные имена могут произносить лишь родители, родственники, но ни в коем случае не чужие люди. Чужие люди должны произносить полное имя ваших чад, в идеале и отчество, несмотря на их малолетие. Иначе ваш Володька, Вовчик, Вован так им останется до седых волос. Но сегодня и здесь произошёл очередной вражеский вброс в наш язык, - мол, на вы обращаются только лишь к врагам, приводя известное обращение князя Светослава «Иду на вы». Ну, конечно же, он шёл не на одного человека, а на всех подданных той или иной территории. А обращаясь к их лидеру на вы, он также благородно подчёркивал своё отношение к сильному достойному противнику. Тыканье и обращение к человеку лишь по имени – примитивная глупая западная либеральная модель, назвать которую традицией русский язык не поворачивается. (14.53)
             Семья – это четыре участника – отец, мать, дети, сколько бы их не было, и люди старшего поколения, которые составляют государство. В Кругу Семьи отец оказывается стоящим напротив детей, а мать стоит напротив государства и родины. Родиной называется общая родовая память и сообщество всех родственников семьи – свои старики, все члены родственных семей, все те, кто лежат в курганах, на капищах, в могилах, на родовых кладбищах. Родина человека – это малая часть государства, где живут его соплеменники, его родственники, где похоронены его предки, где стоит его дом, двор, село, двор, хутор, пастбище, луга, поля, огороды, лес, река и горы. Противостояние отцов и детей в русской традиции называется «отцы и дети». А противорасположение матери и родины называется «родина – мать». Вот два этих противостояния в Кругу Семьи скрещиваются и перекрестие это называется Русский Крест.
              В семейном перекрестии отец и мать не противостоят друг другу, а он и она скрещиваются. Именно скрещивание судеб мужа и жены даёт возможность связать их в узел. Даёт детей, даёт мир да лад в семье, свой нрав, свои обычаи, которые каждый из них вынес из семьи своих родителей. Они не противопоставляют, а скрещивают в своей семье в добрый знак «совет да любовь», в знак терпения, уважения, согласия.
Мужчина несёт на своих плечах крест семьи, взваливает его на себя тогда, когда все признают его уже взрослым человеком. Затем он обзаводится женой, детьми и в вечных трудах и заботах несёт свой крест на гору жизни, которая является горой, или точнее, вершиной его успехов. На этой горе его смертный час и божий суд. Эта гора по-русски называется Куликова гора или Голикова гора. Куликова или Голикова гора – так назывался тот месяц, в котором были дни осеннего равноденствия. Ещё она называлась Кудыкина гора или просто Голик или Кулич.
               Голик – это гора года или конец года. И год здесь, достигнув самой своей вершины, умирает. Год на горе отрезается от бесконечного течения времён. Здесь на землю приходит тьма и холод, здесь свет засыпает ненадолго, а может, и надолго. Но засыпает он только для того, чтобы отдохнуть, набраться сил и, проснувшись, вернуться на землю, дабы дать бой силам тьмы и холода. Где? – На Куликовом поле. Т.е. в месяц весеннего равноденствия. Новый год, как вы помните, праздновали раньше осенью после сбора урожая. Здесь на горе года люди подводили всевозможные итоги за весь год. А Голикова гора в жизни человека это и есть конец его земной жизни. Человек со своим крестом на горе предстаёт перед богами или богом и, защищая свой крест, угодничает ему, распинается перед ним за свои дела, за своих детей, родственников, распинается перед своим детьми и родственниками, отдаёт им свои последние приказы, даёт им свои наказы на будущее.
                В религии Голикова гора называется Голгофа. На этой горе принял смерть Спаситель. В православии это символ всеобщей души. На своём кресте он принял мученическую смерть за всех. Но смерть эта - не смерть. И горе - не горе. В русской традиции это горе называется «горе луковое». Эта смерть становится началом памяти человеческой и началом жизни вечной.
              Русский Крест говорит – мужчина присягает богу на верность своему царю и своему отечеству, своему государству. (18.49) Женщина, выходя замуж, присягает богу на верность мужу. Дети рождаются с присягой богу на верность матери. Царь и отечество, государство и его руководители присягают богу на верность детям своей державы и их будущему. Никакая другая присяга в исконно русской традиции невозможна. Невозможна присяга человека человеку. Традиция говорит – присяга человеку создаёт банду преступников…
              Семья – тоже сообщество. Если жена присягнёт лично своему мужу или муж в любом смысле присягнёт своей жене, это не только нерусская традиция, это и нерусская семья. Здесь всем будет плохо. Человек, присягая другому человеку, как бы объявляет его своим богом…
               Русский Крест налагает ответственность на каждого члена семьи и этим даёт ему служение. Служение это прежде всего ответственность за доверие. Муж, отец семьи, служит своему царю и отечеству, служит своему государству. Тем отвечая перед ним за свою жену и свою семью. Он даёт своей жене стену и племя, честное имя, заботу и защиту. Жена, мать семьи, служит своему мужу тем, что отвечает перед ним за детей и за порядок в доме. Она даёт детям честное имя отца и опору в жизни, ухаживает за ними, учит их сама, помогает им учиться у других. Дети в семье служат своей матери тем, что отвечают за государство. А как отвечают? Тем, что хорошо учатся, помогают в хозяйстве, уважают старших, уважают порядки в обществе. Тем, что стараются быть вежливыми, приветливыми с родственниками, друзьями, согражданами.
               Государство служит своему будущему и своим детям тем, что отвечает за своих отцов, своих граждан. Оно даёт своим мужчинам строй и флаг (21.58), даёт им родную землю, опору духа, чувство плеча соотечественника и ощущение постоянства правил жизни. Оно даёт мужчинам трудиться на благо страны и благо своей семьи. Даёт им честь и обретение славы в труде, службе, организации и защите рубежей своей державы. Русскому мужчине непременно нужны строй и флаг. А русской женщине нужны стена и племя. Всё остальное они сделают сами. Мужчине нужна не только семья. Ему нужны друзья, общество, место в общем строю, смысл действий. Ему нужны признание его возможностей, дел, достижений перед друзьями, обществом. Мужчина носит на своих плечах тяжкий груз глаз соплеменников, друзей, сослуживцев. Ему нужно завоевать добрый взгляд общества на его семью, доброе к ней отношение.
              Женщинам тоже нужна не только семья. Этого мало. Женщине, у которой есть дети, нужно племя. Ей обязательно нужно представить своих детей всему их роду, всем их родственникам, людям старшего поколения - и живым и мёртвым. Она должна дать детям историю, их место в истории рода. Ей необходимо дать детям не только отца и признание их своими родственниками от всех соплеменников. Женщина почему-то не имеющая такой возможности, становится обманутой. Она рано или поздно обязательно вступится з своих детей всеми имеющимися у неё возможностями.
                 Русская традиция – вера внутренняя, вера крепости духа. Ей свойственно принимать гостей, дать кров потерявшемуся, при необходимости обороняться от врагов. Всем нужна изначальная любовь, а она живёт только внутри крепости рода. А католическая вера и всякая протестантская родились снаружи крепости рода, семьи. И как они там родились агрессивными, так по сей день таковыми и остаются. Но умудряются и по сей день обвинять и в агрессии и в прочих своих бедах и неудобствах нас с вами. А крепость русская национальной традиции и веры сейчас стоит в бою, в осаде, на неё вновь нападает Запад. Католикам, протестантам – всё им спокойно не живётся. Русский мир же, как всегда (пока!) ведёт свой бой – оборонительный. Переднюю оборонительную линию католики смяли, и мы отошли на очередной рубеж обороны. Но Русскому миру не привыкать обороняться. Не впервые мы отходим на свои, зачастую последние, рубежи. В бою же за веру русские сражаются за веру сердца, за славу вечной жизни души. А католики и протестанты воюют за веру ума и жизнь тела. Но вера ума, как известно, дело не стойкое. Сегодня ум так думает, завтра иначе, послезавтра вообще неизвестно как. И ум не хочет рисковать телом, так как без тела он не жилец.
              В больших городах на Руси семью традиционную постоянно атакуют порядки семьи западной (католической или протестантской). Людям планомерно и настойчиво навязывают чуждые нам правила жизни. В результате мы видим – полное безверие, ничьи дети, ничьи женщины, ничьи старики. Ну тогда и государство ничьё, хоть и считается, что оно принадлежит нашим народам. В русской традиции человек не может быть ничьим. Он всегда чей-то. В далёкие времена в Русском царстве-государстве невозможно было представить чужих, брошенных на произвол судьбы детей, женщин, стариков.
             …Женщина не может быть ничьей. Сначала она принадлежит своему отцу, а выйдя замуж, принадлежит своему мужу…В случае его ухода из жизни она со своими детьми вступала в семью его близкого родственника…
В Русской традиции жена принадлежит мужу, а муж ей - нет. Поэтому ей не было смысла как-либо сражаться за него. Православный мужчина-муж не является полем боя для женщины. А если является, то это – не русская традиция. Вообще, быть русским человеком – это судьба, божественный, космический, природный промысел, порядок бытия и следование ему…
              Мужчина любит и уважает себя тем, что любит и уважает свою семью. Женщина любит и уважает себя тем, что любит и уважает своих детей и своего мужа. Дети любят и уважают себя тем, что любят и уважают своих родителей и своё государство….
             Так будем же ответственны и за свои дела, слова, поступки. Берегите друг друга, храните нашу родину, землю-матушку, чтите своих родителей главного возраста, они и есть наше великое отечество, создавайте и берегите наши семьи, основу государства, станьте и будьте носителями и защитниками нашего золотого языка и нашей национальной культуры, души нашего многонационального народа. Любите и гордитесь этим.
Tags: В. Сундаков. Конспект 10-го урока РШРЯ
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments